В  истории Великой Отечественной войны яркой страницей, непосредственно связанной с Якутией, была перегоночная воздушная трасса Аляска — Сибирь.

Когда началась война, авиапромышленность Советского Союза только приступила к массовому производству новой техники и Военно-Воздушные Силы СССР имели на вооружении еще очень мало современных боевых самолетов. К тому же, значительная часть наших истребителей и бомбардировщиков была уничтожена противником на прифронтовых аэродромах уже в первые дни войны. Поэтому для нашей страны имело большое значение заключенное осенью 1941 года соглашение, по которому США и Великобритания обязались поставлять в СССР, начиная с октября того же года, вооружение, технику, материалы и продовольствие.

Один из путей доставки «ленд-лизовских» американских самолетов в нашу страну шел из Фэрбенкса (Аляска, США) через Якутию в Красноярск. 9 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве воздушной трассы Красноярск—Уэлькаль (ВТКУ), обязав Аэрофлот и местные хозяйственные организации Восточной Сибири в кратчайший срок обеспечить строительство авиалинии. На основании этого постановления Совнарком Якутской АССР 12 октября принял решение «немедленно приступить и закончить к 1 декабря 1941 года строительство аэродромов в гг. Якутск, Алдан и Олекминск». Местным руководителям предлагалось для выполнения работ в указанные сроки мобилизовать население, чтобы ежедневно на строительстве каждого аэродрома работало не менее 300 человек. Руководство республики держало под особым контролем ход строительства и реконструкцию аэродромов, а также другие мероприятия, связанные с авиацией. В распоряжение Управления ВТКУ, проводившего изыскания, строительство новых и реконструкцию существовавших аэродромов на трассе Красноярск—Якутск—Уэлькаль, была откомандирована группа специалистов Якутской авиагруппы, среди которых были пилот В.И. Кузьмин, авиатехники И.П. Митраков, А.В. Сдобников и другие.

В связи со строительством ВТКУ на территории Якутии были открыты новые сухопутные аэропорты в Оймяконе, Хандыге и Зырянке. Якутский аэропорт, в довоенное время по существу пригодный для обслуживания, приема и выпуска самолетов легких типов, был коренным образом расширен. Для эксплуатации тяжелых транспортных и боевых самолетов возвели много объектов технологического и бытового назначения. Морским путем, а затем по Лене в аэропорты воздушной трассы доставлялись из США техника для строительства аэродромов, бензо- и маслозаправщиков, станочное оборудование. Всего на трассе за годы войны в трудных природных условиях было построено и оборудовано 26 аэродромов и 274 деревянных здания и сооружения.

К осени 1942 года на огромном пространстве между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском в небывало сжатые сроки, всего за 10 месяцев, в основном были закончены строительство и реконструкция 16 аэродромов. По воздушной трассе Красноярск—Уэлькаль началась перегонка в нашу страну из США боевых и транспортных самолетов.

Административным центром перегоночной трассы был выбран Якутск, расположенный примерно посредине трассы. Учитывалось и то, что в Якутске имелась возможность организовать ремонт самолетов, здесь же находился самый мощный на северо-востоке страны радиоцентр. В Якутске разместились штабы перегоночной дивизии и Красноярской воздушной трассы, базировался 4-й перегоночный авиаполк, а также 8-й транспортный авиаполк, сформированный в июне 1943 года. Кроме перегонки транспортных самолетов и обслуживания нужд трассы Аляска—Сибирь, полк подключался и к выполнению народнохозяйственных работ. За три года функционирования трассы его экипажем было выполнено 15 полетов на ледовую разведку, 29 — для обслуживания золотодобывающих и рыбопромысловых организаций, 15 — для доставки имущества и продовольствия метеостанциям, 80 — для обслуживания Дальстроя. В 1943 году по просьбе наркомата электропромышленности были выполнены рейсы по доставке техники, снаряжения и продовольствия на рудники Алданской экспедиции треста № 13, добывавшие «оборонные минералы» (видимо, слюду).

Трасса Уэлькаль—Якутск—Красноярск, благодаря самоотверженной и слаженной работе летчиков, инженеров и техников, а также местного населения, приобрела репутацию одной из самых надежных в мире и стала международной. Это подтверждает бывший с августа 1943 года послом СССР в США А.А. Громыко: «Надежным путем из Москвы в Вашингтон был только тот, который проходил через всю нашу страну: через Сибирь, Дальний Восток — на Аляску, затем круто на юг в Канаду, а оттуда — в американскую столицу». Поэтому трасса Красноярск — Якутск — Фэрбенкс часто использовалась для перелетов государственных деятелей обеих стран. По ней, кроме А.А. Громыко, несколько раз летали член ГКО, нарком внешней торговли А.И. Микоян, нарком иностранных дел В.М. Молотов, послы СССР в США К.А. Уманский, М.М. Литвинов и другие. В 1944 году трассой воспользовался, направляясь в Китай, вице-президент США Г. Уоллес, несколько позже сенатор Г. Улки и другие.

Основным направлением деятельности воздушной трассы Аляска — Сибирь была перегонка американских самолетов. За 1942—1945 гг. по этой трассе на фронты Великой Отечественной войны было доставлено 8 тысяч американских истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов, сыгравших определенную роль в успешных военных действиях Советской Армии.

Героизм тружеников трассы Аляска — Сибирь получил высокую оценку — Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты — орденами и медалями.

Выполняя воинский долг, гибли люди и вдали от театра боевых действий. За время работы трассы Аляска — Сибирь на ее части, обслуживаемой советской стороной, произошло 44 катастрофы, в которых погибло 113 наших авиаторов. На месте катастроф, на могилах погибших установлены памятники, надгробия, обелиски.

В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска — Сибирь прекратила свою деятельность. Многие после войны остались в Якутии и составили костяк личного состава Якутского Управления гражданской авиации. Летчики-перегонщики В.Л. Браташ, В.И. Кузьмин, Н.М. Сладков и Ю.П. Яковлев стали заслуженными пилотами СССР. В наследство от трассы нашей республике осталась разветвленная сеть хорошо оборудованных аэродромов с полным комплектом наземных радионавигационных средств.

Якутяне свято чтят память о беспримерной операции по перегону американских боевых самолетов во время войны по трассе Аляска — Сибирь. В октябре 1992 года в честь 50-летия начала полетов по трассе в Якутском аэропорту был открыт мемориал памяти погибших перегонщиков, состоящий в настоящее время из стелы, посвященной 50-летию открытия трасы АЛКСИБ, и мемориала погибшим летчикам-перегонщикам в годы Великой Отечественной войны (1941-45 гг.).  Авторы: Шишигин И.И. — заслуженный архитектор РС (Я), почетный архитектор России, Бушуев В. В., Пахомов Э.И.

В центре мемориального комплекса высится стела, увенчанная стилизованной птицей в полете. Материал стелы железобетон, окрашен белой краской. На стеле установлена мемориальная табличка, на которой имеется надпись «Мемориальный комплекс, посвященный «Легендарным участникам перегоночной трассы Аляска-Сибирь» 1942-1946 гг.» Ниже укреплена металлическая плита, на которой обозначен маршрут перегонной трассы.  Стела установлена на бетонном постаменте. Основание имеет 5 ступенек.

От стелы, посвященной пятидесятилетию открытия авиатрассы Аляска-Сибирь, ведет аллея к мемориалу погибшим летчикам-перегонщикам, представляющему собой площадку, вокруг которой изготовлен круглый бетонный бордюр.  По периметру бордюра установлено восемь плит с именами 113 летчиков, погибших на трассе. Здесь же покоится прах экипажа бомбардировщика Б-25, потерпевшего катастрофу в районе поселка Жатай 7 мая 1943 года. Завершением мемориала стал установленный здесь в 2002 году полномасштабный макет истребителя БЕЛЛ Р-39 «Аэрокобра» — одного из самых массовых «ленд-лизовских» самолетов. Макет истребителя БЕЛЛ Р-39 «Аэрокобра» установлен в центре круга на постаменте из бетонных свай с площадкой. Установленный самолет представляет собой копию истребителя Р-39Q-10, серийный номер 42-20613, на котором 6 ноября 1943 г. после вылета из Якутска в Киренск потерпел аварию в районе Витима и погиб заместитель командира эскадрильи 4-го перегоночного авиаполка майор Павел Федорович Морозов. Макет самолета был изготовлен в 2002 г. на авиационно-технической базе авиакомпании «Саха Авиа» группой энтузиастов авиации в составе Гоголева Василия, Шахнина Александра, Угарова Спиридона, Козлова Евгения, Мазоренко Виктора, Борисенкова Эдуарда и других специалистов. Истребитель типа «Аэрокобра» был спроектирован в США конструкторским бюро фирмы «Белл эйркрафт корпорейшн» под руководством Р. Вудса и Х. Пайера. Это был один из удачных истребителей Второй мировой войны. Первый полет опытный образец ХР-39 совершил 6 апреля 1939 г. Серийное производство началось на заводе Белл в Ниагаро-Фоллз  в январе 1941 г. Всего было выпущено 9558 истребителей БЕЛЛ Р-39 «Аэрокобра» Р-39. Самолет состоял на вооружении в США, Великобритании, СССР, Австралии, Италии и Франции.

Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Можайского.