22 июня 1941 г. фашистская Германия совершила вероломное нападение на Советский Союз. С первого дня война приняла всенародный характер, подняла на священную битву все народы огромной страны. В то время в Якутии проживало 413,8 тысяч человек, в том числе 242,2 тысячи якутов (по переписи 1939 г.). Сразу со всех концов республики пошел поток заявлений о добровольном вступлении в ряды Красной Армии. За несколько дней в Якутске были сформированы первые эшелоны добровольцев. В конце июня и в июле были мобилизованы тысячи рабочих, крестьян, представителей интеллигенции, студентов.

В 1941 году из Якутии было отправлено 17179 человек. Всего за годы войны из 18 центральных и южных районов Якутии было призвано 62509 человек, в том числе 418 женщин и девушек. Одним из таких активных  участников войны внесших свой вклад в победу были жители Ленского района.

Воины — якутяне мужественно сражались на Ленинградском, Западном, Юго-Западном, Калининском, Брянском, Северо-Западном, Волховском, Сталинградском, Донском, Воронежском, Южном, Центральном, I, II, III Прибалтийском, I, II, III, IV Украинском, I, II, III Белорусском, Карельском фронтах. В войне с милитаристской Японией на Забайкальском, I, II Дальневосточном фронтах.

Участвовали в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, героической обороне Сталинграда и в разгроме немецко-фашистских войск на Волге, битве под Курском, освобождении Левобережной Украины, наступлении под Ленинградом и Новгородом, боях по освобождению Правобережной Украины и Крыма, в освобождении Белоруссии, Прибалтики, Молдавии и разгроме врага в Заполярье, освобождении народов Центральной и Юго-Восточной Европы — Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Чехословакии, Югославии, Польши.

Читайте также:  Памятник воинам-землякам, павшим в годы Гражданской войны в Якутии, Хангаласский улус (район), с. Техтюр, Покровский тракт, 41 км, подножье горы

Посланцы Якутии принимали участие во многих битвах и сражениях Великой Отечественной войны: Сталинградской битве, Харьковском сражении, Ржевско-Вяземской, Демянской, Смоленской, Ясско-Кишиневской, Будапештской, Пражской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской операциях, в штурме Берлина, Кенигсберга.

Наши земляки показали стойкость и храбрость на Можайском направлении, в районе Истринского водохранилища. Около тысячи якутян первых призывов пополнили ряды защитников Ленинграда, войска и соединения Волховского фронта, несколько сот якутян в ноябре 1941 года приняли участие в боевых действиях на территории Курской области.

Воины из Якутии служили во всех родах войск, показывая дисциплинированность, самоотверженность и мужество. Они прославились как отличные снайперы, умелые разведчики, отважные артиллеристы, танкисты, летчики. 24 якутянина были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 5 — стали полными кавалерами ордена Славы, 6 человек удостоены орденов Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Нахимова, свыше десяти тысяч якутян награждены боевыми орденами и медалями.

В 1930 г. территория Ленского округа была преобразована в Ленский район с административным центром в селе Мухтуя.  В первые же дни войны в Мухтуе началась запись добровольцев на фронт, в июле развернулся призыв в армию. В 1941 году Забайкальский военный округ получил из Ленского района 893 человека. На следующий год – еще 791. Всего в годы Великой Отечественной войны из Ленского района было мобилизовано 3571 человек; призвано 2873. Вернулось 2563 человека, погибли или пропали без вести 1008.

Читайте также:  Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), Усть-Алданский улус (район), Берт-Усовский наслег, в 10 км от с. Сырдах в местности "Быттык келюя"

9 октября 1941 года Госкомитет обороны СССР принял решение об организации доставки самолётов из США в СССР по воздуху. Создание этой трассы возлагалось на Главное управление Гражданского воздушного флота под началом генерал-майора Молокова В. В. Было изучено несколько различных маршрутов и выбран путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска.

В 1942 г. включившись в план обороны страны о строительстве Особой воздушной линии Аляска-Сибирь, началось строительство посадочной полосы аэродрома на хлебных полях колхоза «Первенец» п. Витим. В 1944 году строительство закончили. С этого времени начали садиться американские самолёты: транспортные самолеты «Дуглас» С-47, бомбардировщики Б-25 «Митчелл», А-20 «Бостон», истребители «Кингкобры» и «Аэрокобры». С разгромом фашисткой Германии и милитаристкой Японии США прекратили поставку самолетов в СССР, и в начале 1946 года секретная трасса «Аляска – Сибирь» прекратила свою деятельность. В п. Витим есть мемориальная доска, посвященная трассе «Аляска – Сибирь», автор П. А. Амузинский. Открытие памятника советским летчикам, погибшим в эти годы, был открыт 22 июня 2010 г. в Ленске. Авторы и исполнители: С. Р. Боровик, В. И. Стадник, Е. Н. Соколов и другие.

Памятник воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ (1941-1945), Ленский район, п. Витим